Инфографика Успенского поста

14 августа 2012 года

С 14 по 27 августа по новому стилю для нас с вами, как православных христиан, образующих собой Православную Церковь, начинается особый период – Успенский пост. Этот пост, включающий в себя несколько праздников, два из которых двунадесятые, словно аккордом небесных звуков замыкает уходящее лето.

страстная

Авторы — Яна Малышева и Анна Мостовая. Версия для печати.

О посте

С 14 по 27 августа по новому стилю для нас с вами, как православных христиан, образующих собой Православную Церковь, начинается особый период – Успенский пост. Этот пост, включающий в себя несколько праздников, два из которых двунадесятые, словно аккордом небесных звуков замыкает уходящее лето.

Окончательное установление Успенского поста произошло на Константинопольском Соборе 1166 года, проходившем под председательством патриарха Луки. Здесь было подтверждено, что все православные христиане согласно с древними уставами должны соблюдать Богородичный пост с 1 по 15 августа (старый стиль).

Соблюдая церковные установления относительно телесного поста, необходимо помнить и о духовном посте, то есть внимании к душе, анализе своих поступков, мотивов и желаний, ограничении различных зрелищ и развлечений, участии в таинствах Покаяния и Причащения. Святитель Василий Великий говорил: «Настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла».

Нам, современным людям, живущим во всё ускоряющемся ритме событий, время поста особенно важно. Оно позволяет сделать небольшую передышку, отодвинуть всё суетное и временное на второй план и задуматься о направлении своей жизни: — А тем ли путём я иду? Не окажусь ли в результате в тупике, или ещё хуже — на краю пропасти? Ведь именно к нам обращены слова Господа: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкаюший лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5,8)
Видя перед собой столь непростую перспективу жизненного пути, мы обращаемся к Той, Которая, будучи одной из нас и перенеся в своей жизни тяжкие испытания, сказала: «Радуйтесь! Я всегда с вами!»…

Успенский пост соединяет в себе светлую печаль об исходе Божией Матери от нашего земного мира, и надежду на «Неусыпающую в молитвах Богородицу» о каждом из нас, которые усыновлены Ею вместе с апостолом Иоанном Богословом.

Цитаты святых отцов о Успенском посте

«Пост в августе (Успенский) учрежден в честь Матери Божия Слова, Которая, узнавши Свое преставление, как всегда подвизалась и постилась за нас, хотя, будучи святой и непорочной, и не имела нужды в посте; так особенно Она молилась о нас, когда намеревалась перейти от здешней жизни к будущей, и когда Ее блаженная душа имела чрез Божественного Духа соединиться с Ее Сыном. А потому и мы должны поститься и воспевать Ее, подражая житию Ее и пробуждая Ее тем к молитве за нас. Некоторые, впрочем, говорят, что этот пост учрежден по случаю двух праздников, то есть Преображения и Успения. И я также считаю необходимым воспоминания этих двух праздников, одного – как подающего нам освящение, а другого – умилостивление и ходатайство за нас» (Симеон Солунский)

Праздники

 14 августа. Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня.

В этот день в Константинополе  по причине частых болезней и эпидемий, случающихся в это время, был  установлен обычай выносить из домовой церкви византийских императоров часть Животворящего Древа Креста Господня и помещать в храме святой Софии. Затем святыню носили крестным ходом по улицам города и совершали молитвы «для  освящения мест и отвращения болезней».

19 августа. Преображение.

Это событие произошло на горе Фавор, куда Христос взошел помолиться, взяв с собой учеников Петра, Иакова и Иоанна. И  вдруг лицо Его воссияло как солнце и одежды стали сверкающими и белыми как снег, справа и слева от Христа находились пророки Моисей и Илия. Затем ученики услышали звучащие с неба слова: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный; Его слушайте». (Лук.9,35) Преображение Господне свидетельствовало ученикам, что их Учитель не просто праведный человек, пророк, исцеляющий больных и изгоняющий бесов, но что Он Сын Божий.

По традиции, идущей из Ветхого Завета, в этот день мы освящаем плоды нового урожая. В народе этот праздник называется Вторым или Яблочным Спасом.

29 августа.  Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.

Это история появления первого изображения Христа ещё при Его жизни. Предание говорит о том, что в Сирийском городе Едессе был правитель Авгарь, который заболел проказой. Услышав о Христе, который проповедует и совершает чудеса в Палестине,  правитель послал туда художника. Авгарь уверовал, что увидев нарисованный лик   Спасителя, сможет  исцелиться от болезни. Когда художник прибыл  в Иерусалим и увидел Иисуса, в окружении народа, то все попытки нарисовать портрет оказывались напрасными. Тогда Христос подошел к нему, умыл Своё лицо и отер его холстом (убрусом).  На холсте запечатлелся нерукотворный образ, который  Спаситель подал художнику. С благоговением глядя на святое изображение, правитель Авгарь быстро исцелился от проказы, а вскоре и был крещён апостолом от семидесяти Фаддеем. Написав на Нерукотворном Образе слова «Христе Боже, всякий, уповая на Тебя, не постыдится», Авгарь украсил его и установил в нише над городскими воротами.

Comments are closed.