Первый Вселенский Собор

26 мая 2012 года

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.

Читая Священное Писание, некоторые из нас, увы, немного знают об истории Святой Церкви, церковной жизни. Так, не все православные христиане знают о Вселенских соборах. Признаться, и я, на протяжении долгого времени, будучи православной, лишь краем уха слышала об этих исторических событиях. Что же это за мероприятия, имеющие столь необыкновенное и громкое название?

Вселенские Соборы – это собрания предстоятелей или иных представителей всех Поместных Церквей, имеющие целью развенчание еретических учений и введение общеобязательных церковных правил, а также для прояснения вопросов, важных для всей Церкви. Для мировой (вселенской) Православной Церкви Вселенский Собор – как Верховный суд по отношению к другим судам: все его решения, вынесенные по вопросам церковных догматов и определений, не подлежат пересмотру и изменению, когда бы то ни было – спустя 10, 50 или даже 1000 лет. Между тем, за всю историю христианства Вселенские Соборы созывались семь раз. Проще говоря, только эти Соборы – Соборы Святых – определяют истину, которую верующие принимают и которую не вправе оспаривать никто.

Афанасий Великий

Афанасий Великий

Предметом же данной статьи является Первый Вселенский Собор, о котором сейчас читатель и узнает подробно. Первый из Соборов состоялся в 325 году в городе Никея (сейчас она – турецкий г. Измик), отчего получил второе название – Никейский Собор, во времена правления римского императора Константина Великого, сделавшего христианство господствующей религией. Целью созыва было разоблачение священника-еретика Ария из Александрии, который проповедовал сотворенную природу Сына Божиего, подразумевая,  что Бог-Сын какое-то время не существовал вовсе: Христос подобен Богу, но не равен Ему, утверждал Арий. Эти рассуждения, вносившие смуту в умы верующих, и побудили церковных иерархов разрешить вопрос сообща раз и навсегда.

В Первом Соборе принимали участие 318 епископов, в числе которых были и такие великие святые, как Николай Чудотворец и Спиридон Тримифунтский. Членами Собора были постановлены следующие решения-догматы: Сын Божий – истинный Бог, рожденный от Бога-Отца раньше всех времен; Христос также вечен, как и Бог-Отец; Спаситель не сотворен, а рожден и имеет одну сущность с Богом-Отцом. Чтобы никто из христиан не мог более усомниться в этой истине, она была кратко зафиксирована в первых семи членах одной из главных молитв православных – Символе Веры. «Символ», впервые тогда и установленный, называется теперь Никейским Символом Веры.

Афанасий АлександрийскийТакже важными плодами деятельности Первого Собора стали принятые решения праздновать Светлую Пасху Христову в первое воскресение после первого  весеннего полнолуния (в 325 году по новой традиции она отмечалась 22 марта), и быть священникам женатыми. Что же до участи Ария – священник был изгнан и отлучен от Церкви, а его учение, получившее позже название арианства, осуждено. Важную роль в опровержении  позиции Ария сыграл архидиакон Александрийский Афанасий, который блестяще разгромил в споре своих оппонентов, коих насчитывалось 17 епископов, и чья поддержка давала Арию полную уверенность в своей победе. Был, также, отвергнут и арианский символ Веры, место которого занял новый – так называемый «Никейский», где ключевым словом стало слово Единосущный, понятие которого и отделило Ария от Церкви.

Заслуживал ли Арий со своими взглядами внимания Святых Отцов? Безусловно, ведь отрицание единосущности Христа и Бога-Отца есть не что иное, как подрывание самих основ христианского учения. Арианство быстро приобрело популярность; одной из причин тому являлась, видимо, поддержка Ария епископом Никодимии (Палестины) Евсевия, бывшего близким к императорскому двору и, предположительно, оказавшего влияние на Константина Великого, который позже и сам стал сторонником арианских воззрений.

Николай Мирликийский, чудотворец

Николай Мирликийский, чудотворец

Так, в IV веке с гонениями на христиан было покончено, однако, Церковь стала раскалываться сама в себе и упорно боролась с еретическими течениями, опаснейшим из которых стало арианство. Опаснейшим, потому что поддерживалось восточным епископатом. Однако Вселенский Собор, состоящий из Святых Отцов, признал позицию Ария ложной. А православная истина, преисполненная мудрости, складывается, словно мозаика, из бесценного духовно-подвижнического опыта Святых Отцов.

Николай Чудотворец – архиепископ Мир Ликийских, святитель Спиридон Тримифунтский, Афанасий Великий, вошедший позже в историю как раз-таки в качестве одного из ярых противников арианства.… Именно их, этих Святых Отцов, мы и вспоминаем на седьмой неделе по Пасхе – упоминаем в наших молитвах тех, кто претерпел множество страданий за Имя Христово и неустанно послужил Богу, подав пример для подражания всем христианам.

Ереси, однако, и сегодня остаются делом распространенным, и существуют в форме бесчисленных сект, которые внушают человеку ложные ценности и ведут к погибели. Истинная же Вера остается в Церкви, основатель которой – Христос, и члены которой – мы, каждый из нас. Взращивая веру в своих сердцах, мы, с Божьей помощью, придем к тому, что нас, как Церковь, как паству Иисусову, ничто не сможет побороть. Ибо сказал Господь: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее (Мф. 16:18).

Comments are closed.