Празднование Казанской иконы Божией Матери

5 ноября 2012 года

 

Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Твоего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. Всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и в скорбех, и в болезнех, обремененных грехи многими, предстоящих и молящихся Тебе умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пред пречистым Твоим образом со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя избавления всех зол, всем полезная даруй, и вся спаси, Богородице Дево: Ты бо еси Божественный покров рабом Твоим.

В истории нашей  страны  есть  много славных страниц. Слава и радость этих страниц становится особенно заметна  на фоне предыдущих трагических и скорбных обстоятельств, к выходу  из которых русскому народу  приходилось прикладывать максимум духовных и физических усилий. Именно такими были события, связанные с Казанской иконой Божией Матери.

4 ноября Святая Церковь совершает празднование Казанской иконе Божией Матери в память избавления Москвы от поляков в 1612 году. Этот эпизод стал окончанием периода  Смутного времени, продолжавшегося с 1605 по 1613 годы.

Сама же Казанская икона Божией Матери была обретена в 1594 году в городе Казани девятилетней дочерью стрельца Матроной. Пресвятая Богородица троекратно являлась отроковице, повелевая идти в город и поведать о Её явлении «Архиепископу и воеводам, чтобы они извлекли бы образ Пречистой Богородицы от земных недр, в указанном ей месте, где потом и было обретено это честное сокровище дорогого бисера – чудная икона Богородичная»*. И первым человеком, который прикоснулся к этой святой иконе, благословляя собравшийся народ, был священник Никольского храма Ермолай, принявший вскоре монашеский постриг с именем Гермоген и впоследствии в 1606 году избранный Патриархом Московским и всея Руси (+1612).

Россия начала XVII века находилась на грани гибели по причине безначалия, самозванщины и польского нашествия, когда и боярская дума была на стороне захватчиков. Патриарх Московский и всея Руси Гермоген в одиночку противостоял давлению поляков и бояр-изменников. Видя угрозу от наступающих войск польского короля Сигизмунда III, он благословил народ ополчаться на спасение веры и отечества и велел перенести в ополчение Казанскую икону Божией Матери.  За это святитель был лишен патриаршего престола и заключен в Чудов монастырь, откуда  тайно отправил воззвание к русским людям, твёрдо стоять за  отечество —  дом Пречистой.  После долгих месяцев заточения святейший патриарх Гермоген скончался от голода и жажды.

Узнав о кончине своего патриарха, ополченцы под предводительством Кузьмы Минина и  князя Димитрия Михайловича Пожарского  ещё более сплотились. Видя своё бедственное положение, весь народ и ополчение наложили на себя трёхдневный пост, с молитвой обращаясь ко Господу и Пресвятой Богородице. В то время в Кремле находился в заточении прибывший из Греции архиепископ Элассонский Арсений, которому в видении явился преподобный Сергий Радонежский и сказал, что завтра Москва будет в руках осаждающих и по заступничеству Богородицы Россия  спасена. Воодушевившись этим известием, русские войска 22 октября взяли Китай-город, и  через два дня – Кремль.  А 25 октября 1612 года,  войска ополчения торжественно вошли в Кремль, неся Казанскую икону Божией Матери.

Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков было установлено в 1649 году. Прерванное в годы богоборческой власти в XX веке, оно вновь было восстановлено как государственный праздник в 2004 году, именуясь Днём народного единства. В нынешнем 2012 году исполняется ровно 400 лет этому великому событию.

Осознавая всю шаткость нынешнего политического, экономического и духовного положения России, очень важно вспомнить, что в подобном смутном времени русский народ находил выход только в единстве вокруг своей веры и отечества, обращаясь с молитвой к Заступнице усердной рода христианского.

*  Честь и Слава Богоматери. Храм во имя Преображения Господня. Спас-Тушино. – М: 1994, с.15.

Comments are closed.