Преображение Господне. Величие Божье во славе Его

16 августа 2012 года

Преображение Господне«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» — слова, знакомые всем православным христианам из священных текстов Евангелия о Крещении Господа нашего Иисуса Христа. Но и описание Преображения Господня содержит эти слова, сказанные Самим Богом-отцом о Своем единородном Сыне, явившемся апостолам в свете славы Своей. Однако здесь Создатель добавляет: «Его слушайте», и это повеление было ничем иным, как указанием на величие Христово: не только на Его Божественное происхождение, но и на Его спасительное предназначение.

Сказаны же эти слова были на галилейской горе Фавор, куда Иисус поднялся для молитвы, взяв с собой ближайших учеников – Иакова, Иоанна и Петра. И вдруг во время богообщения засиял Христос: Его лицо ярко засветилось, словно солнце, а ветхие Его одежды «сделались белыми, как свет». Здесь с Небес снизошли два пророка, о которых люди знали из Ветхого Завета – Моисей и Илия, и начали общение со Спасителем о страданиях, ожидавших Его. Апостолы, бывшие свидетелями сего чуда, растерялись, и не знали, как реагировать – можно сказать, что им было трудно поверить собственным глазам. Тогда Петр произнес: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии(Мф, 17:4)  Но не успел закончить Петр свою фразу – откуда ни возьмись появилось облако, наполненное Божественным Светом, и прозвучал из него голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Можно понять учеников Христовых, шокированных уже к тому моменту видением пророков: заслышав же чудесный глас, они в конец испугались и пали ниц на землю. Спаситель же успокоил их, дотронувшись до них: «Встаньте и не бойтесь». Когда же они взглянули над собою, то не увидели уж никого, кроме своего благого Учителя…

Спускаясь с горы, Иисус строго запретил апостолам сказывать об увиденном, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф, 17:9). В ответ ученики спросили Его: «Как же книжники  говорят, что Илии надлежит придти прежде?». Тогда, опечалившись, Иисус объяснил, что правы в этом книжники – воля Божья на то, чтобы Илия подготовил путь Христу; так уже и произошло, однако люди не узнали в Иоанне Предтече, на котором были дух и сила Илии, пророка, «и поступили с ним, как хотели». «Так и Сын Человеческий пострадает от них,» — Спаситель знал о том, что предстоит Ему претерпеть, беседа же с пророками подтвердила это знание. Оттого праздник Преображения можно считать и грустным.

Однако главная сторона события Преображения все же иная – радостная. Иоанн Златоуст писал о том, что Преображение произошло, «дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое (Божье) пришествие на облаках во славе с ангелами». Одно из главных свидетельств славы Божьей, также одно из главных свидетельств тройственной природы единого Бога: звучит голос Бога-отца из облака, которое олицетворяет собой Бога-Святого Духа, и при этом преображается наш Спаситель, Бог-сын. Ефрем Сирин считал, что посредством Преображения Христос, окруженный двумя пророками, объединил два Завета: Ветхий и Новый. «Невыразимо явив на Фаворе неприступный свет, Владыка Христос наполнил тварь радостью и обожил человеков» — писал в гимне, посвященном празднику, Косьма Майумский.

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.
(Св. Евангелие от Иоанна 1:18) Фаворский Свет и есть явление Божественности Иисуса Христа, данное зреть апостолам. «Бог есть свет высочайший, несказанный, ни умом не постигаемый, ни словом не изрекаемый, просвещающий всякую разумную природу» (Григорий Богослов).

Comments are closed.