Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

26 сентября 2012 года

Приидите вернии, Животворящему Древу поклонимся, на немже Христос Царь славы волею руце распростер, вознесе нас на первое блаженство… Приидите вернии, Древу поклонимся, имже сподобихомся невидимых враг сокрушити главы. Приидите вся отечествия язык, Крест Господень песньми почтим: радуйся Кресте, падшего Адама совершенное избавление!..

Установление праздника восходит к поискам Креста Господня, предпринятым императором Константином. Увидев крест в небе и слова «Сим победиши», Константин одержал победу в сражении и, понимая знамение как знак Божьего покровительства и заступничества, возжелал обрести саму святыню, Крест Господень. Голгофа и место распятия были погребены во времена языческого Рима. При раскопках были обнаружены три креста и отдельна лежавшая табличка «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Необходимо было определить какой крест является Крестом Господним. Как свидетельствует церковный историк Руфин:

Случилось, что в том же городе недалеко от этого места находилась снедаемая тяжелым недугом и уже умирающая знатная женщина. Епископом Церкви того города в это время был Макарий. Когда он увидел царицу, стоящую в нерешительности, а также всех, кто там присутствовал, сказал: «Принесите сюда все кресты, которые были найдены, и тот, что нес на себе Господа, откроет нам Бог». И… приложил сначала первый из них, но ничего не достиг. Приложил второй, и также ничего не произошло. Когда же он приложил третий, женщина, открыв вдруг очи, встала, и когда вернулась к ней телесная крепость, стала она более свежей, нежели когда лежала больной. И все в доме засуетились и стали славить могущество Божие[1].

По другой версии Крест возложили на мертвеца, и он ожил. Духовный смысл праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня акцентируется не столько на самом обретении Креста, сколько на значении крестных мук и смерти Спасителя. Крест прославляется как оружие спасения людей, орудие сметри, которым смерть была побеждена.

Обращениями к прообразам креста в ветхозаветных текстах наполнено богослужение Воздвижения:

Прообразуя Твой Крест, Христос, патриарх Иаков, даруя благословение своим внукам, поменял руки на их головах…

Моисей начертал крест на Чермном море: ударив жезлом прямо, он разделил море для Израиля, шедшего пешком, а ударив поперек, он вновь соединил воды над колесницами фараона и тем изобразил непобедимое оружие…

Жезл (Аарона) берется для изображения тайны, ибо он тем, что расцвел, предуказывает в Аароне избранного Богом священника; и в Церкви, прежде бесплодной, ныне процыело Древо Креста для ее силы и утверждения.

Распростерши руки во чреве кита, Иона прообразовал спасительное страдание. выйдя отттуда через три дня, он изобразил сверхмирное воскресение пригвожденного потью Христа Бога, тридневным воскресением просветившего мир.



[1] Цит. по по книге митрополита Илариона Алфеева Православие. Т.2. Изд-во Сретенского монастыря, 2008. – 863 с. – С. 442.

Comments are closed.