Праздник Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа

28 августа 2012 года

Пречистому Твоему образу поклоняемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже, волею бо благоволил еси плотию взыти на крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: Радость исполни еси вся, Спасе наш, пришедший спасти мир. (Тропарь, глас 2)

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин 1:18). Господь наш Иисус Христос для спасения погибающего человека принял на Себя образ его, принял и обновил. Нерукотворный Образ Господень – напоминание человеку, что цель его – обновление в себе Божьего Образа.

Существует несколько предположений о происхождении Нерукотворного Образа[1]. Согласно одному преданию, Эдесский правитель Авгарь, пораженный ужасной неисцелимой болезнью (предположительно – проказой), узнал о чудесах Спасителя, он отправил послание с просьбой посетить и исцелить его. Иисус Христос взял убрус (плат) и отер им лицо, запечатлев Свой Светлый Лик на ткани. Молитва перед Ликом Спасителя принесла значительное облегчение страдавшему князю. Полное же исцеление наступило после Вознесения Господа, когда, согласно обещанию данному Христом, апостол Фадей явился к Авгарю и излечил его.

По другой версии Авгарь послал своего живописца Ханнана-архивиста, чтобы тот нарисовал портрет Христа, и тот дал ему исцеление. По одним данным, художник изобразил Спасителя в лучших красках, и Авгарь поместил Образ в одном из помещений своего дворца. Молитва же перед образом давала ему облегчение в болезни.

Здесь тоже есть расхождения, поскольку по другим свидетельствам, художнику никак не удавалось запечатлеть Христа, и тогда Господь взял плат и отер им лицо, после чего на плате остался  запечатленным Лик Господа.

В литературных памятниках разных стран запечатлены свои варианты легенды, но все они сходятся в одном, что это реальный образ Иисуса Христа, будь то портрет или Нерукотворный Образ.

Праздник, который мы сегодня празднуем, связан с торжественным перенесением Нерукотворного Образа из Эдессы в 944 году, где тот хранился в качестве главной святыни города, в византийскую столицу Константинополь. Нерукотворный Образ хранился в дворцовом храме Богородицы в течение 270 лет. После разграбления Константинополя в 1204 году свидетельства о нем теряются. В конце ХХ века ученые пришли к выводу, что найденная в 1357 году Туринская плащаница и Нерукотворный Образ — один и тот же объект.

Празднество в честь перенесения Нерукотворного Образа, «третий Спас», совершается  наНерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

следующий день после Успения Пресвятой Богородицы, так как в этот день в 944 году Образ был перенесен в Константинополь. Икона «Спас Нерукотворный» одна из самых распространенных икон в иконописании Русской Православной Церкви. Это первая икона, которую позволяют написать самостоятельно только что закончившим иконописную школу.

Духовный смысл праздника заключается в напоминании верующему о том Образе Божьем, который был вложен в него Создателем, что искажение этого образа греховной жизнью ведет к погибели, спасение возможно только через обожение, достигаемое покаянием, что не своими руками, а только с помощью Божьей, нерукотворно человек может преобразиться, чтобы быть действительно сотворенным «по образу и подобию».


[1] Подробнее читайте: 1) митрополит Иларион (Алфеев) «Проблема происхождения «канонического» Образа Христа. Нерукотворный Образ и Туринская плащаница / Православие в 2-х томах. Т. 2. Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. – С. 117 – 123.

Comments are closed.